Коммерческий директор «Меркатор Холдинг» Вадим Малых рассказал об изменениях на рынке коммунальной техники. В связи с текущей ситуацией большое количество заказчиков было вынуждено пересмотреть свои бюджеты.
— С какими результатами компания закончила 2019 год?
— 2019 год для компании оказался знаковым, так как на заводе «Меркатор» в Калуге было выпущено рекордное количество спецмашин — 750 единиц. Большая часть — это КДМ на различных шасси, мусоровозы, пылесосы. Также осуществлялся выпуск техники в рамках нескольких спецзаказов.
Оборот компании за 2019 год составил почти 13,5 млрд рублей, что также явилось рекордным показателем за предыдущие годы.
В прошлом году компания наладила выпуск техники для работы с бытовыми отходами: мусоровозов, крюковых погрузчиков. Их было произведено около 50 единиц.
— Какие типы техники и модели пользовались наибольшим спросом?
— Наиболее востребованной из производственной линейки «Меркатор Холдинг» оказалась коммунальная техника для всесезонной уборки дорог — КДМ и пылесосы, которых было изготовлено около 600 единиц. Основная масса комбинированных дорожных машин была выпущена на шасси и самосвалах КАМАЗ, так как это основной производитель коммерческих шасси на территории Российской Федерации.
Востребованности данных моделей способствовало как усиление требований к уходу за дорогами для подрядных организаций, так и федеральная программа дополнительного финансирования дорожной отрасли. Также спрос стимулировала активная политика компании «Меркатор Холдинг» с точки зрения промо-мероприятий — участие в выставках, организация показательных выступлений на производственной площадке «Меркатор» в Калуге для дорожных организаций, выпуск на рынок новых конструкторских решений (как принципиально новых машин, так и нового вида навесного оборудования).
Впервые нами были выпущены КДМ на шасси ISUZU, МАЗ, Renault и MAN. К новинкам среди навесного оборудования относятся: бункеры из нержавеющей стали высокого качества, манипуляторные щетки для мытья барьерных ограждений, высокооборотные щетки, боковые отвалы нового образца, которые сразу стали пользоваться большим спросом.
— Изменились ли запросы покупателей в связи с текущей ситуацией на рынке?
— В связи с нынешней ситуацией большое количество заказчиков пересмотрели свои бюджеты. В основном это относится к государственным учреждениям, где бюджеты были перераспределены в сторону борьбы с короновирусом. У многих организаций закупочные процедуры были перенесены на более поздние сроки.
Также существующие проблемы серьезно повлияли на реализацию дорожных машин на базе импортных шасси, так как из-за волатильности рубля и падения курса стоимость иностранных грузовиков существенно возросла. Ряд заказчиков были вынуждены отказаться от идеи приобретения в ближайшей перспективе КДМ на базе импортных шасси.
В итоге, как это бывает в коммунальной сфере, первый квартал был по остаточному принципу более-менее хорошим. Так как зима входит в первый квартал, продолжались покупки, но второй квартал показал явную сезонность закупок, и темпы продаж существенно упали.
Мы планируем прирост продаж в 3–4 кварталах 2020 года, когда заказчики традиционно возвращаются к согласованию бюджетов на новые закупки в преддверии подготовки к новому зимнему сезону.
Запросы клиентов в летний период 2020 года изменились в сторону поливомоечного оборудования, которое можно использовать для борьбы с эпидемией. Т.е. это поливомоечное оборудование, имеющее возможность распыла не только воды, но и специальных дезинфицирующих растворов. Примером была Москва и ряд региональных центров (Красноярск, Курск, Пермь), применявшие дорожные машины с нашим поливомоечным оборудованием для распыления по улицам города дезинфицирующего раствора для борьбы с коронавирусом.
— Каковы ваши прогнозы на оставшуюся часть 2020 и 2021 г.?
— Прогноз на оставшуюся часть 2020 года оптимистичный, потому что зиму никто не отменял, снег и гололед с дорог будет необходимо убирать. Особенно, учитывая, что требования к содержанию дорог ужесточаются, становятся более детальными и требующими использования качественной техники.
Наш прогноз на 2021 год: отрасль будет развиваться, будет постоянная потребность в новых образцах дорожно-коммунальной техники, в наращивании парка, его унификации и совершенствовании, что полностью соответствует тенденциям развития компании «Меркатор Холдинг».
— Как вы можете в целом описать текущую ситуацию на рынке?
— На ситуацию на рынке спецтехники влияет то, что многие заказчики пересмотрели свои планы по закупке новой техники, сместив приоритеты в сторону переоборудования либо усовершенствования уже имеющихся машин. Увеличилось количество запросов на доработку ранее приобретённой техники, переоборудование, установку на имеющиеся шасси и самосвалы нового или усовершенствованного оборудования.
Текущую ситуацию в целом можно оценить словом стагнация. Но положительная динамика определенно прослеживается, количество запросов на новую технику постепенно начинает увеличиваться. Это вызывает оптимизм и дает право прогнозировать, что в 3–4 кварталах появится возможность нагнать то, что было упущено в первом полугодии 2020 года.
При этом никто не отменял конкуренцию. Все производители спецтехники борются за каждый заказ, предлагают новые решения, новые варианты. У производителей появился более гибкий подход. Экономическая ситуация даёт о себе знать и заставляет искать новые методы.
Коррективы в ситуацию на рынке спецтехники вносит и правительство. Меняется законодательство, что заставляет производителей все больше заниматься процессом локализации производства, использования отечественного металла, оборудования, гидравлики и т.д.
— Ценовая политика: как изменились цены на спецтехнику в этом году?
— Ценовая политика в этом году, на мой взгляд, не изменилась. Где-то возросли цены на комплектующие, но этот рост нивелировался изменением политики самих производителей. В целом, можно сказать, что ценовые предложения на рынке стали даже доступнее, чем в прошлом году, за исключением спецтехники на импортных самосвалах и шасси.